Формирование
универсальных учебных действий в основной школе
Личностные
универсальные учебные действия:
Когнитивный компонент
• историко-географический
образ, включая представление о территории и границах России, её географических
особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и
общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных
традиций;
• образ
социально-политического устройства — представление о государственной
организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание
государственных праздников;
• знание положений Конституции
РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве
государственно-общественных отношений;
• знание о своей этнической
принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о
народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и
общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе
моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального
характера морали;
• основы социально-критического мышления,
ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление
взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание,
признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных
принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Ценностный и эмоциональный компонент
• гражданский
патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим
памятникам;
• эмоционально
положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к
другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,
готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к
личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к
ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других
людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации,
социальном признании;
• позитивная
моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным
нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Деятельностный (поведенческий) компонент
• готовность и способность к
участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство
в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях,
школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и
требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных
отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать
конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных
норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;
• потребность в участии в
общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной
деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом
конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление
смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору
профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной
устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности
к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной
позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности
в реализации основ гражданской идентичности в поступках
и деятельности;
• морального
сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на
основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии
как осознанного понимания и сопереживания чувствам
других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Формирование универсальных учебных
действий в основной школе
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник должен научиться:
• целеполаганию, включая
постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать
условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия
в новом учебном материале;
• планировать пути достижения
целей;
• устанавливать целевые
приоритеты;
• уметь самостоятельно
контролировать своё время контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как
предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность
научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные
цели и задачи;
• построению жизненных планов во
временной перспективе;
• при планировании достижения целей
самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы
достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и
познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и
деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию
в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную
трудность как меру
фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности
достижения цели
определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных
состояний;
• прилагать волевые усилия и
преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Формирование
универсальных учебных действий в основной школе
Коммуникативные универсальные учебные
действия
Выпускник должен научиться:
• учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное
мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать
разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь
для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и
письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции
участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию,
оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе —
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной
рефлексии;
• использовать адекватные
языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание,
объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной
речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность
научиться:
• учитывать и координировать отличные
от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и
подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на
основе учёта интересов
и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в
организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем,
от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную
рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также
участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию,
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к
партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности
оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной
деятельности;
• устраивать эффективные групповые
обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия
эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко
формулировать цели
группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения
этих целей.
Формирование
универсальных учебных действий в основной школе
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник должен научиться:
• основам реализации
проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и
эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать
модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать
причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую
операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия —
осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому
понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение,
сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
• строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного,
изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты,
включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста,
выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами —
понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи,
построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность
научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её
актуальность;
• самостоятельно проводить исследование
на основе применения
методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью
проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и
по аналогии) и выводы
на основе аргументации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий