УРОК ПО ФГОС
Об
уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание
образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не
свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
Элементы деятельности на уроке:
1.
Организационно-мотивационный момент.
2.
Проверка домашнего задания.
3.
Формирование новых знаний (умений).
4.
Проверка понимания.
5.
Закрепление.
6.
Инструктаж по домашнему заданию.
7.
Итог урока.
Основные типы уроков включают следующие
элементы
|
1.
Комбинированный
(включает
все элементы).
|
3.
Контроль (проверка) знаний (умений)
|
||||||||||||
|
2.
Формирование новых знаний
|
4.
Обобщение и систематизация
|
Типология уроков в
дидактической системе деятельностного метода
|
1. Урок «открытия» новых знаний
|
|
|
2. Урок отработки умений и рефлексии
|
|
|
3. Урок построения системы знаний
(общеметодологической направленности)
|
|
|
4. Урок развивающего контроля
|
|
|
5. Урок исследования (творчества)
|
|
Существующий сейчас подход к планированию
урока:
·
Зачем
я приду на урок (цель)?
·
Чему
я научу детей (задачи – познавательная, развивающая, воспитательная)
·
Что
я буду делать на уроке?
·
Что
ребёнок будет делать на уроке?
·
Как
я узнаю, что цель урока достигнута?
Новый подход к планированию урока (в
соответствии с ФГОС):
·
Зачем
ребёнок придёт на урок (результаты для ребёнка – личностные, метапредметные,
предметные)?
·
Что
ребёнок будет делать на уроке, чтобы достичь этих результатов (форма урока,
виды работы)?
·
Как
я организую деятельность ребёнка, чтобы он достиг результатов (методические
приёмы, система заданий)?
·
Как
я и ребёнок узнаем, что результаты достигнуты?
Урок с позиции требований ФГОС
1.
Целеполагание.
Достичь
образовательных результатов –
»
Личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм)
»
Метапредметных (освоение способов деятельности, навыков
самоорганизации)
»
Предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету)
Традиционный
урок: постановка учебных целей проводилась через деятельность учителя
(сформировать понятие…, познакомить…, продемонстрировать приемы… и т.д.)
Урок
по ФГОС: постановка учебных целей проводится через учебные действия учащихся
(научится…, составит…, решит…, освоит и т.д.)
Мотивирование к учебной деятельности (учителю необходимо создать
условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала):
»
обращение к жизненному опыту учащихся;
»
стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством
ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его
выполнения;
»
учащиеся определяют свои затруднения, результатом этого является
самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал;
»
цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом
границы собственного знания и незнания.
2.
Содержание и логика
организации учебной деятельности.
Соответствует дидактическим
требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и
развивающий компоненты.
·
Урок состоит из
содержательных блоков, каждый из которых включает определенный объем учебной
информации и является лишь частью содержания всей темы.
•
Количество блоков определяется учителем с
учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели
при изучении конкретной темы.
•
Каждый блок представляет цикл пошагового
выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания.
•
Переход
к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок.
•
В конце каждого следует
самооценка ученика.
Этапы четкие, логичные,
завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок.
3. Методы организации
учебной деятельности, используемые технологии.
Стимулируют познавательную
активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности.
Современные
образовательные технологии:
» информационные,
» игровые: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр,
» проблемного обучения,
» технология развития критического мышления
» проектные,
» интегрированное обучение,
» исследовательские с элементами ТРИЗ,
» уровневой дифференциации,
» личностно-ориентированное
обучения,
» разноуровневое обучение Лекционно-семинарско-зачетная система Технология
использования в обучении игровых методов: систему инновационной оценки
«портфолио», здоровьесберегающие.
4. Формы организации УД.
Формы адекватны целям и
задачам. Организуется включение учащихся в индивидуальную, групповую, или
коллективную и другие формы учебной деятельности. Учитель инициирует проявление
деловой и творческой активности.
Организационные
формы обучения по ФГОС
|
Формы
обучения
|
Приемы
обучения
|
Особенности
|
|
Фронтальная форма обучения
|
Словесная и наглядная передача учебной информации
одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми
|
Произвольное внимание учащихся в процессе
объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны
учителя, правильные ответы детей.
|
|
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного
состава
|
Организация парной работы или выполнение
дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек,
классной доски)
|
Учебное сотрудничество (умение договариваться,
распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности);
соревнование между группами
|
|
Индивидуальная форма обучения
|
Работа с учебником, выполнение самостоятельных или
контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для
класса информации (доклад)
|
Степень самостоятельности при работе с учебником,
при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность
индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание
индивидуальной помощи через источники информации
|
|
Коллективная форма организации обучения
|
Частичная или полная передача организации учебного
занятия учащимся класса
|
Создание условий, при которых учащиеся
самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок
|
6. Организация контрольно-оценочной
деятельности.
Критериальный подход к
оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля,
взаимоконтроля и самооценивания. Сначала самооценка, потом оценка учителя.
7. Результаты проведенного
урока.
Соответствует поставленным
целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.
Высокий обучающий,
воспитывающий и развивающий эффект.
Примерная
схема конструкта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема
урока:
Результаты
урока:
Цель
урока:
|
Этап урока
|
Цель этапа (диагностируемая)
|
Формы работы, используемые технологии
|
Деятельность обучающихся
|
Формируемые УУД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хороший материал, но шаблон мешает восприятию
ОтветитьУдалить