Нормативные документы

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224

ПОЛОЖЕНИЕ по анализу учебного занятия на основе системно - деятельностного подхода
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение составлено на основе требований ФГОС второго поколения.
1.2. Положение предполагает, что требования ФГОС будут реализоваться на учебном занятии через системно-деятельностный подход.
1.3. Основной результат учебного занятия – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
1.4. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
2. Цели и задачи системно-деятельностного подхода
2.1. Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
2.2. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования.
2.3. Ориентация на результаты образования (развитие личности учащегося на основе УУД).
2.4. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса.
2.5. Учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения.
2.6. Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
2.7. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого учащегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
2.8. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
3. Понятия и термины
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
4. Типология уроков
4.1. Типология уроков А.К. Дусавицкого в рамках системно-деятельностного подхода.
4.1.1. Урок постановки учебной задачи.
4.1.2. Урок решения учебной задачи.
4.1.3. Урок моделирования и преобразования модели.
4.1.4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
4.1.5. Урок контроля и оценки.
4.2. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.
4.2.1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
4.2.2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
4.2.3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4.2.4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
5. Критерии результативности урока
5.1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
5.2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
5.3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
5.4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5.5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
5.6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся).
5.7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
5.8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
5.9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
5.10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
5.11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
5.12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

6. Способы посещения уроков
6.1. Выборочное.
6.2. Тематическое.
6.3. Параллельное.
6.4. Комплексное изучение отдельных классов.
6.5. Целевое посещение урока с приглашением специалиста.

7. Требования по подготовке и посещению урока
7.1. Изучить классный журнал, дающий представление об успеваемости учащихся по данному предмету за определенный период.
7.2. Определить тему, которая изучалась на предыдущем уроке.
7.3. Обращать внимание на регулярность и своевременность оценки знаний учащихся.
7.4. Проводить анализ каждого урока индивидуально с каждым учителем.
7.5. Проводить обсуждение урока принципиально и требовательно, но корректно и доброжелательно.
7.6. Аргументировать неприятные для учителя замечания фактами и положениями из теории педагогики и психологии.
8. Общие рекомендации для проведения анализа урока
8.1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации (что годится для одного, то нецелесообразно для другого).
8.2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на его достижения и сильные стороны.
8.3. Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.
8.4. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.
8.5. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока (приложения).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Справка по итогам анализа урока
Аналитическая справка эксперта (ФИО)______________________ об уроке, проведенном учителем (ФИО)___________________
Класс____________
УМК_____________
Тема урока _____________________________________________

Таблица
Компонент урока
 Содержание анализа
 Оценка (1–5 баллов)
Наличие структурных элементов урока в зависимости от типа урока (отметить)
Какие УУД формировались на определенном этапе урока (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)
Работа над предполагаемыми результатами (предметными, метапредметными, личностными)
1
Санитарно-гигиеническая обстановка в классе
Чистота; освещенность; порядок; в помещении проветрено

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


2
Готовность к уроку
Оборудование, приборы; материалы, сырье; доска; наличие дневников, ручек, тетрадей

Актуализация и пробное учебное действие


3
Содержание урока
Соответствует программе; связано с современной жизнью; способствует развитию интеллектуальных способностей; благоприятствует развитию нравственных и эстетических чувств; включает использование учителем дидактического материала и оборудования кабинета; осуществляются межпредметные связи

Выявление места и причины затруднения


4
Тип и форма проведения урока
Урок-беседа; урок-рассказ; урок объяснение; урок-лекция и др.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)


5
Методы работы с учащимися
Соответствуют содержанию материала; целям и возрастным особенностям учащихся; способствуют развитию наблюдательности и логичности мышления; учат самостоятельно работать с книгой или дополнительной литературой; позволяют использовать в работе ТСО и дидактический материал; учитель применяет способ индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их личностных особенностей

Реализация построенного проекта


6
Реализация технологии деятельностного метода системой дидактических принципов:
·          деятельности, 
·          непрерывности, 
·          целостности, 
·          минимакса, 
·          психологической комфортности, 
·          вариативности, 
·          творчества 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


7
Деятельность учащихся
Сколько учащихся активно участвует в работе на уроке; как осуществляется мотивация в течение всего урока; отношение учащихся к учителю

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


8
Психологическая подготовка учителя
Умение владеть классом; стиль и тон общения; педагогический такт; наблюдательность, находчивость; эмоциональный подъем; внешний вид, культура речи, поза, мимика, жестикуляция

Включение в систему знаний и повторение


9
Оценка содержания урока:
·                   занимательно,
·                   интересно,
·                   познавательно,
·                   полезно,
·                   продуктивно

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)



10
Оценка деятельности на уроке:
·                   задумался,
·                   удивился,
·                   загорелся,
·                   убедился,
·                   принял решение

Другие этапы урока


11
Оценка внутреннего состояния ученика на уроке:
·                   взволнованное,
·                   удовлетворенное,
·                   позитивное,
·                   отличное




12
Соответствие урока требованиям к системно-деятельностному подходу




13
Компетентность учителя в области ИКТ





ПОЛОЖЕНИЕ о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащ

ихся
1. Общие положения
4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская
деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный результат – тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.
Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
 8. Понятия
9.1. Виды проектов:
·                   информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
·                   игровой (ролевой);
12.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы. Причем для всех учащихся профильных и предпрофильных (8–9-х) классов участие обязательно.
12.2. Для осуществления проектной и учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 7–11-х классов определяется руководитель проекта по желанию подростка.
12.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся являются все учителя школы и преподаватели вузов, работающих в комплексе «школа–вуз».
12.4. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной и учебно-исследовательской деятельности школы – руководителем научного общества «Интеграл» или заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
12.5. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
12.6. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся 8–11-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября).
12.7. Работа над проектом осуществляется одним или двумя учащимися, но не более, если они являются учениками средней или старшей школы. Учащиеся начальной школы могут выполнять проекты в группах, но не более пяти человек.
12.8. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
12.9. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;
13.3. Учащиеся 9-х классов могут представить свою проектно-исследовательскую работу в качестве экзаменационной на Государственной (итоговой) аттестации за курс основной общей школы. Для этой цели учащийся заранее представляет свою работу специальной комиссии для предзащиты (просмотра). Защита данной работы производится в сроки, установленные для сдачи экзаменов по выбору.
13.4. Учащиеся профильных классов защищают свою работу согласно утвержденному расписанию комиссии, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы.
13.5. Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники.
13.6. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.
13.7. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и согласовывается с Методическим советом школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель проекта, который защищается.
13.8. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами (1-, 2-, 3-й степеней) и ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы, олимпиады муниципального, регионального, федерального, международного уровней. Возможно создание комиссии, состоящей из учеников школы, решение которой о поощрении участников проектной работы должно приниматься во внимание специальной комиссией.
13.9. Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.
13.10. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.
13.11. Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению.
14.1. Актуальность выбранного исследования.

Рекомендации учителю: ___________________________________________


Приложение 2
Система дидактических принципов
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» на основе ФГОС НОО и ООО.
1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.
1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе.
1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры школы.
2. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
2.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
2.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
3. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности
Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:
3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.
3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.
3.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
4. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности
4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).
4.2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.
4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.
4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
4.6. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.
5. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности
5.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.
5.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;
5.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
6. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
7. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
7.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся.
7.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.
7.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
7.4. Для выполнения проекта должны быть все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.
7.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
7.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).
7.7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта.
7.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.
7.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.

9. Формы организации проектной деятельности
·                   исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
·                   творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
·                   социальный, прикладной (практико-ориентированный);
·                   инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
9.2. По содержанию проект может быть монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
9.3. По количеству участников:
·                        индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;
·                        парный, малогрупповой (до 5 человек);
·                        групповой (до 15 человек);
·                        коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете).
9.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.
 
10. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
10.1. На урочных занятиях:
·                         урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
·                         учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
·                         домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
10.2. На внеурочных занятиях:
·                         исследовательская практика учащихся;
·                         образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
·                         факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
·                         ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;
·                         участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
11. УУД
Учащиеся должны научиться:
11.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
11.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.
11.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.
11.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.
11.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
11.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
11.7. Самооценивать ход и результат работы.
11.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
11.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
11.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
11.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
11.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
11.13. Адекватно реагировать на нужды других.
12. Организация проектной и учебно-исследовательской работы
– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.
13. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности
13.1. В 5–7-х классах контрольная работа по пройденной теме может проводиться в форме защиты учебного проекта.
13.2. На ежегодной школьной конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы.
13.12. В школе организуется фонд проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
13.13. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
14. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
14.2. Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
14.3. Четкость выводов, обобщающих исследование.
14.4. Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.
14.5. Качественный анализ проблемы, отражающий степень знакомства автора с ее современным состоянием.
14.6. Владение автором специальным и научным аппаратом.
14.7. Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
14.8. Соответствие содержания работы поставленной цели и сформулированной теме.
14.9. Умение вести дискуссию по теме.
14.10. Владение иностранным языком (если защита ведется на иностранном языке).
14.11. Технологичность и техничность исполнения.
14.12. Художественный вкус.

Комментариев нет:

Отправить комментарий