Анализ урока учителем в соответствии с
ФГОС
1.
Определите тип урока (Х):
Типология уроков А.К. Дусавицкого (в
рамках системно-деятельностного подхода)
1.
Урок постановки учебной задачи.
|
|
2.
Урок решения учебной задачи.
|
|
3.
Урок моделирования и преобразования модели.
|
|
4. Урок решения частных задач
с применением открытого способа.
|
|
5.
Урок контроля и оценки.
|
Типология уроков в
дидактической системе деятельностного метода
1.
Урок «открытия» новых знаний
|
|
2.
Урок отработки умений и рефлексии
|
|
3.
Урок построения системы знаний (общеметодологической
направленности)
|
|
4.
Урок развивающего контроля
|
|
5.
Урок исследования (творчества)
|
2. Оцените урок с позиции требований ФГОС.
Количественные
показатели оценки урока:
а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;
Возможно оценивание в промежуточных баллах при
затруднении выбора показателя.
1,5 балла – если характеристика показателя
приближается к варианту б);
2,5 балла – если характеристика показателя
приближается к варианту в);
Максимальный балл – 21.
1. Целеполагание.
а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не
вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.
б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в
соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.
в). Цели и задачи сформулированы диагностично в
совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта
учащихся. Отражают формирование УУД.
2. Содержание.
а). Содержание учебного материала не вполне адекватно
целям и дидактическим принципам выбранного УМК.
б). Содержание соответствует целям и задачам,
дидактическим принципам УМК.
в). Содержание соответствует дидактическим
требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и
развивающий компоненты.
3. Логика организации УД (учебно-познавательной
деятельности).
а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических
переходов.
б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические
переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.
в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к
новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной
деятельности оптимальная.
4. Методы организации УД.
а). Методы организации УД недостаточно адекватны
задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности
учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не
обоснованно.
б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными
обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном
продумана и логична.
в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов
оптимально
стимулирует познавательную активность учащихся, учтены
их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции
УМК.
5. Формы организации УД.
а). Преобладает фронтальная организация
учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне
соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной
деятельности.
б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется
включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или
групповую, или коллективную)
в). Творческое преломление известных форм организации
учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм.
Проявление деловой и творческой активности.
6. Организация контрольно-оценочной деятельности.
а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь.
Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или
имеют общий характер.
б) Организация контроля обеспечивает обратную связь.
Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в
ситуации самоконтроля и самооценки.
в) Организация контроля рациональна. Критериальный
подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля,
взаимоконтроля и самооценивания.
7. Результаты проведенного урока.
а) Не выполнена соответствующая поставленная цель.
Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.
б) Соответствует поставленным целям в отношении
знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.
в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в
аспекте ЗУН и УУД.
Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.
3. Отметьте формируемые УУД (+)
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним
относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно;
• планирование — определение последовательности
промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и
коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его результата с учётом оценки
этого результата самим обучающимся, учителем,
товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того,
что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и
энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
включают: общеучебные, логические учебные действия,
а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том
числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе
инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
• постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий
составляют знаково- символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из
чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
(пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей,
представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль,
коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
4. Оцените результативности урока по
следующим критериям (+) .
1.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины
затруднений и т.п.)
|
|
2.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие
степень активности учащихся в учебном процессе.
|
|
3.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать
вопросы.
|
|
4.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и
проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
|
|
5.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у
обучающихся).
|
|
6.
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя
для этого специальные приемы.
|
|
7.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.
|
|
9.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий